Это не простая наука — торможение
Тормози–ТОРМОЗИ-И!!–ТОР…БАМ!…ТРАХ-ТАРАРАХ!!!…ОЙ!!!!!
……
Нормальная ситуация.
Обычно все через это проходят и, в конце концов, на собственных шишках
более-менее осваивают это непростую науку называемую торможение. Но,
как говорится, на своих ошибках пусть учатся другие, а мы попробуем
поучиться на чужих, или хотя бы подготовимся морально и теоретически (к
сожалению, без шишек, синяков и ссадин всё равно не обойтись), хотя в
этом случае количество , а главное и размер шишек и синяков существенно
может уменьшится).
В этой статье я не
претендую на то, что Вы получите ответы на абсолютно все вопросы,
которые может поставить перед Вами дорога. Но надеюсь, что достаточно
полный обзор вариантов торможения будет Вам полезен.
Написал я это и
задумался … Торможение, что это такое? Казалось бы всё понятно. Загляни
в энциклопедию, например Кирилла и Мефодия, и получи ответ — «тормозить
— Замедлять движение при помощи тормоза». Но ведь вся штука заключается
в том, что обычно всех не очень интересует чем замедлять (хотя и об
этом надо бы упомянуть), а интересует, как замедлять, это самое
движение в той конкретной ситуации, в которую нас поставила дорога.
Конечно можно попытаться «надавать» советов на все случаи жизни, но всё
равно рано или поздно Вы окажитесь в ситуации когда советов не хватит,
а самое главное – торможение должно быть доведено до автоматизма и
думать в экстренных случаях просто некогда. Спасает лишь то, что в
торможении есть несколько правил, применение которых, в большинстве
случаев, помогает принять правильное решение.
Ну а теперь поговорим об
основах устойчивости велосипеда. Если кто-то не понял почему именно о
ней, то спешу напомнить, что именно потеря устойчивости приводит к
падениям при неправильном торможении.
Велосипедист подобен
циркачу и управляет своим велосипедом, используя законы физики (хотя и
не всегда об этом догадывается). И если достаточно легко догадаться,
что вращающиеся колёса наделяют наше средство приятным преимуществом
сохранять устойчивость, а с ним и направление прямолинейного движения
при вращении колёс, хотя при нормальных режимах и меньше, чем хотелось.
Ну а то, что в продольном направлении, велосипед со своим седоком
подобен рычагу с передней опорой, мало кто догадывается. Ну, начнём с
самого простого, но, к сожалению часто игнорируемого (особенно при
торможении) свойства – гироскопического эффекта вращающихся колёс
(наиболее наглядно действие гироскопического эффекта проявляется в
детской игрушке юла). На малой скорости эффект почти не заметен, а в
полной мере проявляется при большой скорости. Проверить его действие
можно, проехав несколько метров на минимальной скорости. Вы сразу
почувствуете, что велосипед становится неустойчивым. Надеюсь, ушибиться
Вы не ушиблись, но запомнили, и это Вам пригодится для понятия
некоторых из советов в этой статье — вращение колёс повышает устойчивость велосипеда и чем больше скорость вращения, тем больше устойчивость (точнее повышается курсовая устойчивость).
А теперь рассмотрим действие сил на велосипедиста в случае равномерного движения и торможения.
Рис. 1
В принципе эту картинку, для большей наглядности, можно заменить на более простой аналог.
Рис. 2
И если не влезать в теоретические дебри, можно вполне сделать правильные выводы о поведении велосипеда в процессе торможения.
Если посмотреть на
рис.1, то можно увидеть вес системы велосипед-велосипедист и
распределение давления колёс велосипеда на землю (асфальт, песок,
грунтовка – без разницы). Эти силы выделены чёрным цветом. Велосипед с
велосипедом на рис. 2 заменён виртуальным центром тяжести и системой
рычагов с точкой опоры в месте касания переднего колеса. При торможении
основная действующая сила — сила инерции. Её место приложения центр тяжести. На рисунке она, как и все силы при торможении нарисованы синим.
А теперь, посмотрим, что
изменилось в картинке при торможении? А изменилось многое. Появление
новой силы направленной вперёд по направлению движения, перераспределили силы давления колёс на грунт.
И теперь получилась ситуация, что как будто центр тяжести переместился
вперёд. Обычно заднее колесо несколько более загружено во время
равномерного движения (седло сдвинуто ближе к заднему колесу). При
торможении получается, как будто виртуальный цент тяжести переместился
вперёд, и в некоторых случаях может выйти вперёд за точку опоры
переднего колеса (т.к. направление результирующей сил веса и силы
инерции направлено не вниз, а вниз-вперёд). Конечно, картина реальных
сил несколько упрощена, но всё равно перемещение виртуального центра
тяжести за точку опоры переднего колеса приведёт не к упрощённому, а к
самому натуральному перевороту через переднее колесо. О более очевидном
факте, что чем выше находится центр тяжести (для нас это увеличение
расстояния F – E), тем легче можно перевернуться через точку вращения
(для велосипеда это точка опоры переднего колеса о землю), я упоминать
не буду.
Исходя из этого, можно
сделать вывод, что чем ниже и дальше назад при торможении мы перенесём
центр тяжести (а для нас единственная возможность выполнить это –
перенести, так сказать «самую тяжёлую часть тела») за седло, тем
сильнее можно тормозить без угрозы переворота.
А в самом деле переворот
через переднее колесо — переворот «неправильный» и в 95% случаев (на
гладкой дороге) при торможении велосипедист оказывается в положении
«нижнего» относительно велосипеда не из-за переворота через руль, а при
боковом падении. Более того, устойчивость теряется ещё до того момента,
когда велосипед начинает задирать своё седло. Объяснение этого факта
будет приведено в следующей главе.
А пока я надеюсь, что
у Вас отложилась информация о влияния положения центра тяжести системы
велосипед-велосипедист на устойчивость к переворотам через руль, и
понятие о перераспределение силы давления на землю передним и задним
колёсами при торможении. И надеюсь, что Вы поняли, что правильная
посадка в процессе торможения одно из составляющих позволяющих не
перейти торможению в падение.
А.Б.Кругляк
Источник: http://www.exdriver.com.ua/articles/veloext/2376/ |