Соотношение мощностей отечественных и зарубежных моторов
Соотношение мощностей отечественных и зарубежных моторов
Этот вопрос
одновременно и прост и сложен. Распространены следующие ложные утверждения
относительно соотношения мощностей: "Японские" 30 л.с. соответствуют 45
- 50 "русских". Мощность зарубежных моторов указана в киловаттах, поэтому
нужно умножить её на 1.36, чтобы перевести в "русские" лошадинные силы.
Зарубежные "лошади" мощнее в 1.4 раза из-за разных методик измерения. Как
же реально обстоит дело? Во - первых, до недавнего времени стандарты измерения
мощности в разных странах были разные. До середины 90-х годов (более точной
информацией о дате не располагаю) в Японии мощность измерялась на гребном
валу, а в остальном мире (в том числе и у нас в стране) на коленвалу. С
середины 90-х все на "Японскую систему" перешли США, Италия, Англия. Но
большая цифра на капоте любого подвесного мотора обозначает его мощность
в лошадинных силах. Лошадинная сила со времён Джеймса Уатта повсюду равна
75кгм в секунду. Мощность на гребном валу меньше, чем на коленвалу на величину
потерь в редукторе и помпе водяного охлаждения. Величину КПД редуктора с
коническими шестернями можно узнать в любом машиностроительном справочнике,
среднем это 96% (0.96). Можно легко вычислить и потери на водяное охлаждение,
т.к. все конструкции насосов давным-давно изучены и описаны в литературе.
Но проще отталкиваться от опубликованных в "Катерах и Яхтах" данных по КПД
редуктора мотора "Привет-22". Для "Привета" КПД с учётом потерь в помпе
равен 0.935. Однако, "Привет" (как и "Салют") имеет бесконтактный насос,
потери в котором меньше, чем в насосах с резиновой крыльчаткой. Для моторов
с резиновой крыльчаткой ("Нептуны", "Вихри", "Ветерки") можно принять h
= 0.92. Для перевода мощности на гребном валу в мощность на коленвалу нужно
умножить первую величину на 1.07~1.09. Производители "Нептуна-23" оставили
на капоте надпись "Нептун-23", а в инструкции по эксплуатации указывают
мощность на гребном валу - 22л.с. Производители "Вихрей-30" в результате
модернизации двигателя подняли мощность до 32 л.с. (по старой системе) и
назвали получившийся мотор "Вихрь-32". При дальнейшей модернизации мотора
они перешли на японскую систему и назвали самую последнюю модификацию "Вихрь-30МА".
Во - вторых, тяговые качества мотора зависят не только от мощности двигателя,
но и от передаточного отношения редуктора и характеристик применяемого винта.
Практически у всей зарубежных редукция больше, чем у отечественных. В зависимости
от этого выигрыш в тяге при скоростях выхода на глиссирование может составлять
5~10%, что позволяет вывести на глиссирование на 5~10% более тяжелое судно.
Однако на больших скоростях картина теоретически может поменяться на обратную.
Но из-за несколько лучшей обтекаемости редукторов зарубежных моторов они
не уступают российским и на повышенных скоростях. В - третих, российские
моторы поставляются как правило с более "тяжелым" штатным винтом, чем зарубежные.
Поэтому, если ставить мотор на лодку, не подобрав подходящий винт, зарубежный
мотор может иметь преимущество в тяге еще 5~10% по сравнению с нашими. В
- четвёртых, немалую роль играет вес мотора. Зарубежные моторы, как правило,
тяжелее. А каждые 20 кг веса "съедают" одну лошадинную силу! Так что при
сравнении следует учитывать и это. Сколько - нибудь существенно лучшей удельной
экономичностью зарубежные моторы не обладают (проверено). Другое дело, если
вместо двух "Вихрей" поставить один мотор большей мощности. Я имею опыт
испытаний самодельной каютной мотолодки с размерениями 5.2х1.84х0.8 как
с установкой "Вихрь-30" + "Вихрь-М", так и с новым (не Б/У) мотором "Ямаха-55В".
Скорости были получены равные, 45 км/ч в обоих случаях, нагрузка три человека.
Расход горючего - 27л/ч (А76) и 24л/ч (АИ93) соответственно. Правда, винт
на "Ямахе" был тяжеловат - рассчитан на скорость 52км/ч.
Преимущества отечественных моторов:
1. Гораздо меньшая
цена. 2. Дешевое топливо А-76, можно (но нежелательно) применять неспециальные
масла. 3. Меньший вес.
Преимущества зарубежных:
1. Лучшая надежность, особенно
в морской воде. 2. Несколько лучшие тяговые качества при большой нагрузке.
3. Меньшая трудоемкость обслуживания, можно не быть хорошим механиком