Торпе́да (от лат. torpedo narke — электрические скаты, сокращённо лат. torpedo) — самодвижущееся подводное оружие. Состоит из цилиндрического обтекаемого корпуса с оперением и гребными винтами, или с реактивным соплом в хвосте (ракета-торпеда). В корпусе заключён заряд взрывчатого вещества или ядерный заряд, детонатор, топливо, двигатель и приборы управления. Некоторые типы торпед дополнительно оснащались кабиной пилота-камикадзе.
Наиболее распространённый калибр торпед — 533 мм, известны образцы от 254 до 660 мм. Средняя длина (для универсальных торпед) — около 7 м, масса (для универсальных торпед) — около 2 т, заряд взрывчатого вещества (для универсальных торпед) — 200—400 кг.
Состоят на вооружении надводных кораблей (торпедных катеров, миноносцев и пр.), подводных лодок, самолётов и вертолётов, как составная часть входят в состав противолодочных ракетных комплексов.
Происхождение термина
В русском языке слово «торпедо» появилось ещё до изобретения И. Ф. Александровского, по крайней мере, оно встречается уже в 1864 году[1]. Но тогда ещё обозначало не самодвижущееся устройство, а мину (в оригинале — «подводная машина, употребляемая для взрыва судов»).
В 1865 году (за год до патентования торпеды Уайтхедом) И. Ф. Александровский относительно своего изобретения употребляет термин «самодвижущееся торпедо»[2]. Позже этот термин не прижился, и, вплоть до 1917 года и реформирования армии, торпеды на русском флоте именуют «самодвижущимися минами», а торпедистов «минёрами».
В форме «торпеда» термин впервые употреблён в 1901 году.
В русский язык, как и в другие европейские, слово «торпедо» заимствовано из английского языка (англ. torpedo).
Классификация
По виду двигателя:
На сжатом воздухе (до Первой мировой войны); Парогазовые — жидкое топливо сгорает в сжатом воздухе (кислороде) с добавлением воды, а полученная смесь вращает турбину или приводит в действие поршневой двигатель;
Отдельным видом парогазовых торпед являются торпеды с ПГТУ Вальтера.
Пороховые — газы от медленно горящего пороха вращают вал двигателя или турбину; Электрические; Реактивные — не имеют гребных винтов, используется реактивная тяга (торпеды РАТ-52, «Шквал»). Необходимо отличать реактивные торпеды от ракетоторпед, представляющих собой ракеты с боевыми частями в виде торпед (ракетоторпеды «ASROC», «Водопад» и др.).
По способу наведения:
Неуправляемые — первые образцы; Прямоидущие — с магнитным компасом или гироскопическим полукомпасом; Маневрирующие по заданной программе (циркулирующие) в районе предполагаемых целей — применялись Германией во Второй мировой войне; Самонаводящиеся пассивные — по физическим полям цели, в основном по шуму или изменению свойств воды в кильватерном следе; первое применение — во Второй мировой войне, акустические торпеды «Цаукениг» (Германия, применялись подводными лодками) и «Файдо» (США, применялись только с самолётов, так как могли поразить свой корабль); Самонаводящиеся активные — имеют на борту гидролокатор. Многие современные противолодочные и многоцелевые торпеды; Телеуправляемые — наведение на цель осуществляется с борта корабля или подводной лодки по проводам (оптоволокну).
По назначению:
Противокорабельные (первоначально все торпеды); Универсальные (предназначены для поражения как кораблей, так и подводных лодок); Противолодочные.
Первые советские атомные лодки проекта 627 предполагалось вооружать крупнейшими торпедами Т-15, калибром 1550 мм, которые должны были доставлять сверхмощные термоядерные заряды (100Мт) к вражеским морским базам. Однако проект был закрыт и лодки получили обычные торпеды калибра 533 мм. Чтобы убрать проверку по коду безопасности, пишите мне. Я переведу Вас в проверенную группу.